Удар по антихристианскому «чувству сакрального»

Рось
Опубликовано: 4448 дней назад (13 марта 2012)
Редактировалось: 1 раз — 2 ноября 2017
Просмотров: 1371
+1
Голосов: 1
http://grani.ru/blogs/free/entries/196324.html
Удар по антихристианскому «чувству сакрального»
447
March 12, 2012 10:49
free (UserДмитрий Ахтырский)

Давеча услышал, что конфликт вокруг "панк-молебна" Pussy Riot будто бы подогрет искусственно - с целью отвлечь внимание общественности от протестного "белоленточного" движения. С моей точки зрения, это мнение ошибочно. Эта история вызвала такой резонанс именно потому, что акционистки ткнули общество в одно из его больных мест.
В России происходит клерикализация - усиление влияния церковных структур на различные органы власти. Используя властные рычаги, РПЦ распространяет свое влияние на различные сферы общественной жизни. Поэтому речь в этом конфликте идет о власти, о власти и еще раз о власти. И "оскорбленные чувства верующих" - это инструмент в борьбе за оную.

Не стоит воспринимать участниц проекта как "несчастных девушек". Эти люди имеют отношение к группе "Война". Это воины, совсем не слабые и не беззащитные. Эллинские киники, китайские даосы, русские юродивые считали своим долгом высказывать неприятную обществу правду в радикальных формах, оскорбляющих вовсе не "общественную нравственность", а ритуализированное сознание некоторых членов социума. Между примитивным хулиганством и высокоэтичным, хотя и эпатажным действием в таких случаях грань очень тонка. И предметом рассмотрения должны являться не мотивы акционистов, а реакция общественности.

Представим себе следующую ситуацию. В публичную библиотеку - в час, когда посетителей в ней очень немного, - входит группа людей, подключает музыкальную аппаратуру, исполняет песню, в которой обличается высшее библиотечное начальство, изменившее библиотечному делу в угоду власти. Как можно квалифицировать это действие? Как мелкое хулиганство.

Отличие библиотеки от храма в том, что последний в восточном христианстве считается сакральным пространством, местом, обладающим сверхценностью. Корни подобного отношения очень древние, имеющие отношение к понятию "табу". Но человечество за много столетий проделало этическую эволюцию. Культура талисманов и оберегов не ушла полностью, но была оттеснена на общественную периферию. Веру в них люди нынче зовут суеверием. У всех людей есть "чувство сакрального". Но оно относится прежде всего к душе человека. В своей чистоте это чувство не может быть оскорблено извне. Только сам человек может растоптать в себе чувство свободы и любви, свой творческий импульс. А Бог - "Бог поругаем не бывает".

Но суеверные элементы сознания продолжают жить в глубине и то и дело вырываются на поверхность психической и социальной жизни. Можно начертить на земле круг и объявить его "табу". С течением времени "оскорбленные религиозные чувства" скорее всего начнут появляться и усиливаться, если их последовательно культивировать.

Проблема "легитимизированного суеверия" в том, что оно требует почтения со стороны окружающих. Носитель "суеверия в законе" начинает требовать, чтобы сакральный статус "святыни" стал общесоциальным.

Но в современном обществе я не могу требовать, чтобы окружающие относились с трепетом к моим любимым людям, сверхидеям и ценным для меня предметам. Даже в том случае, если мои объекты почитания являются таковыми для сколь угодно мощной общественной группы. И если некоей группе удается добиться привилегированного положения, то эпатажные акты десакрализации становятся практически неизбежны.

Мы имеем полное право исключить из своего круга общения людей, которые не относятся с должным, по нашему мнению, почтением к нашим ценностям. Мы можем не пускать этих людей в свой дом, если, конечно, этот дом не является одновременно и их домом. Естественно, церковная община, если она является юридическим владельцем храма, может потребовать удаления из храма нежелательных для общины лиц.

Однако подобные этические правила могли бы действовать только в том случае, если бы РПЦ в России была действительно отделена от государства. Но она претендует на исключительное положение в социуме и государстве – и становится по сути властной институцией. Тем самым внутренние дела РПЦ становятся проблемой общества в целом. Такой проблемой является прямая поддержка ею антихристианских по сути действий политической и экономической элит, коррумпированность церковной структуры, попытки ущемить в правах другие религиозные организации.

Серьезным общественным вызовом в этом свете является тот факт, что с точки зрения руководства и многих активистов РПЦ акция Pussy Riot заслуживает большего порицания, чем творимое государством беззаконие, государственная и внутрицерковная коррупция. Что столь же неканоничное выступление Путина с амвона на богослужении, посвященном объединению РПЦ и РПЦЗ, встретило осуждение лишь со стороны некоторых клириков РПЦЗ - а тем самым Путин поставил себя в положение византийского базилевса.

На мой взгляд, наиболее адекватное отношение к проблеме "кощунства" выработано в буддийской традиции. Мастера дзэн, стремясь разрушить не ведущее к просветлению "чувство сакрального", говорили, что "природа Будды подобна палочке для подтирания в отхожем месте". В результате разрушение талибами высеченных в скале статуй Будды оскорбило скорее ЮНЕСКО, чем самих буддистов.

Не побоюсь, как христианин, сказать, что подобное отношение к "надругательству над святынями" есть отношение подлинно христианское. Именно оно подобает носителям традиции, основатель которой был казнен по обвинению в кощунстве и нарушении общественного спокойствия.

И если отношение некоторых либералов к акции Pussy Riot отталкивает от протестного движения "православных националистов" - значит, для них их суеверия важнее, чем основные темы общегражданского протеста.

Читайте также:

...не все в порядке в Датском королевстве
...не все в порядке в Датском королевстве ЭТО ТЕКСТ ИЗ ЖЖ - ПИСАЛА МОЯ СТАРШАЯ СЕСТРА. МНЕ НЕЧЕГО ДОБАВИТЬ, КАЖДОЕ ЕЁ СЛОВО МОЖНО СЧИТАТЬ МОИМ СЛОВОМ: "Тема, не оставляющая меня практически ни на минуту. Я -человек, выросший во времена, к...
Бесплатная виртуальная компьютерная  Академия для пенсионеров
Будущая песня Косухиной и Ладана
Будущая песня Косухиной и Ладана Песня "Утомлённое сердце" - слова Косухиной. Работаем над мелодией и исполнением. 1.(мужчина) Как истинный монах, мой дом несёт покорно бремя, И тишина во всех углах, остановилось время, И бе...
Наши авторские песни-видео-1
Наши авторские песни-видео-1 Ещё видео-песни ЗДЕСЬ
Комментарии (10)
Валентина #
14 марта 2012 в 22:27 Рейтинг: 0
Тоже сильно задела эта тема. Девушек жалеют, типа невиноватые они, к тому же у них дети малые... А я так думаю, было бы им дело до детей, сидели бы они с ними, а не богоухальствовали, не прыгали перед иконами.  
Пусть суд рассудит и назначит им наказание. Я не за то, чтобы им дали пожизненное или там 7 лет. Но наказание должно быть.
Рось #
14 марта 2012 в 22:33 Рейтинг: 0
Это очень сложный вопрос. Всё дело в том, что это ещё стоит рассматривать вообще в контексте того, что сейчас идут расправы с оппозицией и теми, кто хоть как-то протестует и высказывает своё мнение. Я против радикальных выступлений, но я и не берусь однозначно оценивать эту акцию. Я с ужасом смотрю на то, что творит церковь сейчас, двуличие, двойная мораль. Верой там и не пахнет. А в Храме Христа спасителя Вип бардаки, парковки и т.п. гадость.  Особо не стесняются. Это тоже богохульствою. Стыдо мне, как человеку верующему за нашу церковь sad
Людмилочка #
14 марта 2012 в 22:45 Рейтинг: 0
Вопрос действительно неоднозначный. И о двуличии церкви, и ее сращивании со светской властью - и спорить нечего. Но если рассматривать данный случай именно не в контексте политических игр, не протестных акций, а именно в контексте ВЕРЫ - веры искренней, ведь есть же и сейчас такая? Тогда же это  их  выступление - именно богохульство, не так ли?
Рось #
14 марта 2012 в 23:20 Рейтинг: 0
С точки зрения этики поведения - я согласна. Потому и написала, что я против экстремальных способов протеста. Надо уважительно относиться к чувствам хотя бы небольшого числа истинно верующих.
Но я культуролог и вижу, как,  не зависимо от исторического времени и формы, работают некие , не осознаваемые нами законы (отражавшиеся раньше в традиции НЕМ СЛУЧАЙНО) живут и проявляются через даже такие  поступки, как сделали эти девочки. В частности: всегда на Руси во все времена был некий "Институт скоморохов, шутов и юродивых" - это сила, которая   служила противовесом  власти и лжи. И даже цари не смели их трогать, когда  в любом месте  эти люди вдруг говорили правду. Если не будет таких сил, то мир просто рухнет. Будет перекос. Хотим мы того или не зтим, но эти законы развития, действуют вне нашей воли и в любое историческое время проявляются в форме, кот. наиболее соответствует этому времени. Так мы получили тот же "институт" юродивых в лице девочек. Они по сути  сказали открыто то и так, что это привлекли внимание о грязи, которая твориться в церкви и во власти.
Извините, у меня, может быть, очень сложный для не культурологов взгляд.  Я не могу рассматривать этот случай не в контексте всего, что сейчас происходит. Почему же тогда не сажают на 7 лет ту порнографию, которая заполонила ТВ и лично меня, мои нравственные чувства оскорбляет? В общем весьма не однозначное отношение у меня. Я поняла только одно (познакомившись с другими акциями этой группы молодёжи им именно , учитывая, что они мамы), что наболело и они за своих детей и их будущее в нашей стране реально обеспокоены. А протестуют так, как наше  драгоценное государство сформировало за последние годы сознание наших детей.  А церковь сегодня делает всё, чтобы не привлечь наших детей к Духовности, а  отогнать от веры.  Увы! так что моя позиция не однозначна.
Рось #
14 марта 2012 в 23:30 Рейтинг: 0
Извините за опечатки, нет редактирования, а сразу не увидела sad
Валентина #
14 марта 2012 в 23:31 Рейтинг: 0
Рось, я в таких случаях копирую все, потом удаляю, потом опять вставляю, редактирую и сохраняю.
Валентина #
14 марта 2012 в 23:33 Рейтинг: 0
Не, ну на 7 лет сажать - это, конечно, перебор. А вот исправительные работы дней на 10 - самое то. Причем работа должна быть общественно полезна - скажем, в доме престарелых, уходе за больными или т.п.
Рось #
15 марта 2012 в 08:39 Рейтинг: 0
Ну, пожалуй, да, Ди! На общественные работы дней на 10 - как раз. А то что посадили на 7 лет - это как раз уже политическая расправа. Потому я и не могу рассматривать в отрыве от событий последнего времени. Ведь сейчас начали репрессивные действия и подтасовки уже против тех кто был на Болотной. Так что опять предвыборная сусальность: "каждый имеет право высказать своё мнение" - это очередная циничная ложь.
Администратор #
15 марта 2012 в 09:59 Рейтинг: 0
Если посадят надолго - значит точно политика. Чтоб другим не повадно было. И это не столько грустно, сколько страшно.
Рось #
15 марта 2012 в 10:14 Рейтинг: 0
Вот и я о том же sad Первая реакция у меня была бы покачать головой и сказать:"Ай-я-яй!Девочки!" А в контексте наблюдающейся тенденции сегодня, увы...sad

Сегодня ДР

Сколько нас?
  • 5062 пользователя
Кто онлайн?
Кто мы?