Триумф цифры

ДраКошка
Опубликовано: 4189 дней назад ( 3 ноября 2012)
Редактировалось: 5 раз — последний 21 августа 2017
Просмотров: 1740
Настроение: сонное
Играет: тишина
+2
Голосов: 2
Недавно в Ветошном переулке закончилась знаменитая выставка "Гений Леонардо да Винчи".
......................................................................
Здесь я коснусь  одного из элементов выставки, который меня поразил. Прежде поясню происхождение текстов. Обычно я фотографирую все подписи и пояснения, а дома переписываю их, переводя в обычный текст. Так что все тексты являются "перепечаткой" с выставочных.
Итак.
"Секреты Моны Лизы.
Свыше 8 миллионов посетителей приезжают ежегодно в Лувр, чтобы восхититься шедевром «Мона Лиза». Тем не менее, то, что мы видим сегодня, лишь отдаленно напоминает оригинальное творение Леонардо да Винчи. Более 500 лет отделяют нас от времени создания картины. Сегодня перед нами изображение потускневшего, выцветшего лица женщины, пожелтевшее и потемневшее в тех местах, где раньше зритель мог видеть коричневые и зеленые тона. Современники Леонардо не раз восхищались свежими и яркими красками полотен итальянского художника.
Этот портрет не избежал разрушительного действия времени и повреждений, нанесенных в ходе многочисленных реставраций. Деревянные опоры сморщились и покрылись трещинами. Свойства пигментов, связующего вещества и лака с годами претерпели изменения под воздействием химических реакций.
Французскому инженеру Паскалю Котте, изобретателю мультиспектральной фотокамеры, было дано почетное право создать серию снимков «Моны Лизы» в высочайшем разрешении. Результатом его работы стали детальные снимки картины в диапазоне от ультрафиолетового до инфракрасного спектра (световые волны, которые при нормальных условиях человеческий глаз воспринимать не может).
Используя уникальный сканер собственного изобретения, Паскаль потратил около трех часов, создавая снимки «голой» картины, то есть без рамки и защитного стекла. Результат работы - 13 снимков шедевра с 240-мегапиксельным разрешением.
Качество этих изображений абсолютно уникально. Потребовалось два года для анализа и проверки полученных данных. 25 секретов картины были впервые обнародованы в 2007 году на выставке «Гений да Винчи».
Например, мы впервые можем насладиться оригинальным цветом красок «Моны Лизы» (то есть цветом оригинальных пигментов, которые использовал да Винчи). Снимки представили картину в первозданном виде, подобно тому, как её видели современники Леонардо да Винчи: небо цвета лазурита, тепло-розовый цвет кожи лица, отчетливо прорисованные горы, зеленые деревья…
Фотографии Паскаля Котте показали, что Леонардо не закончил работу над картиной. Мы наблюдаем изменения в положении рук натурщицы. Видно, что поначалу Мона Лиза поддерживала рукой покрывало. Также стало заметно, что выражение лица и улыбка сначала были несколько другими. А пятно в уголке глаза является повреждением в лаковом покрытии от воды, возникшем, скорее всего, в результате того, что картина какое-то время висела в ванной комнате Наполеона.
Мы также можем определить, что некоторые части картины со временем стали прозрачными. И увидеть, что вопреки современной точке зрения у Моны Лизы были  брови и ресницы!"
Поехали?

"Ложные цвета на инфракрасном снимке.
Этот снимок имитирует человеческое зрение в инфракрасном спектре. Человеческий глаз не способен воспринимать инфракрасный свет, но мы можем сымитировать такое изображение благодаря научным данным, полученным с помощью мультиспектральной фотокамеры. В сущности, она наделяет глаз сверхспособностями, и таким образом человек может увидеть множество скрытых деталей картины. Становится видно, что пейзаж претерпел значительные изменения, цвета изменились, появилось много оранжевого цвета. Такие цвета называют ложными. Это идеальная имитация того, как человек мог бы видеть в инфракрасном спектре. Этот процесс помог Паскалю проанализировать и разгадать секреты на увеличенном инфракрасном снимке Моны Лизы, которые раньше были незаметны для глаза. Ложные цвета в инфракрасном свете делают эти секреты очевидными.  Результат представлен на выставке.
  
Снятие лакового покрытия
С помощью удивительных возможностей камеры Паскаля Котте стало возможным «виртуальное» снятие лакового покрытия с картины. Данный снимок демонстрирует то, как могла бы выглядеть картина, если бы по каким-либо причинам в Лувре решили снять лаковое покрытие вручную. Старый лак можно было бы удалить при помощи хлопчатобумажной ткани, спирта и химических продуктов. Однако в Лувре этого никогда не сделают, поскольку лак слишком плотно смешался с пигментами и основанием.
На этом снимке можно увидеть множество мельчайших деталей: рукава одежды имели более золотой оттенок, небо было ярко-голубого цвета, облака были прозрачнее, пейзаж видоизменился.
Цвета картины сегодня
На этом снимке цвета картины представлены в том виде, в котором можно наблюдать их сегодня а Лувре. Обратите внимание на нежность света в левом верхнем углу картины, мягкость жеста рук, накинутую на волосы прозрачную вуаль. Кажется, что Мона Лиза смотрит не на вас, а скорее на то, что находится позади вас, и с какой бы точки вы на неё ни смотрели, эффект будет тем же.
Пейзаж на заднем плане может быть разбит на три горизонтальные части. Первая часть представляет пейзаж с элементами человеческого присутствия. Слева от Моны Лизы изображена дорога, справа – река и мост. На второй части, на уровне шеи Моны Лизы, изображен пейзаж дикой природы с глубокими озерами и лесом. Третья часть представляет еще более суровую природу с горами, скалами и туманом. Считается, что небо у да Винчи символизировало Бога. Это не просто пейзаж в общепринятом понимании, а целая философия.
Снимок в оригинальных цветах
На этом снимке картина выглядит так, как будто только что была написана. Снимок демонстрирует оригинальный цвет неба, написанного пигментом, изготовленным из ценного минерала ляпис лазурита и свинцовых белил. Мы можем установить, что для изображения кожи Моны Лизы использовалась ртутная киноварь, смешанная с окисью свинца и свинцовыми белилами. Рукава одежды были написаны краской из смеси свинцовых белил, окиси свинца и лака.
Довольно странным представляется тот факт, что горы на картине изначально были синего цвета. Леонардо всегда изображал горы в таком тоне. Если посмотреть на картину да Винчи «Мадонна в скалах», то обнаружите, что горы там тоже синие. В своем труде «Трактат о живописи» Леонардо писал, что «синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха… всё, что проходит сквозь воздух, синее, независимо от расстояния».
Негатив ложных цветов на инфракрасном снимке.
Этот снимок позволяет увидеть, что первоначально было изображено на темных участках картины. На данном снимке эти участки изображены в синих тонах, в отличие от других, представленных в красном тоне. Но хотя Паскалю не удалось обнаружить что-либо особенное в этом изображении, тем не менее, данное исследование дало разгадку к другим секретам картины.

Мастерская репродукции
«Мона Лиза» бесценна и практически не подлежит полному восстановлению по причине сложности используемой Леонардо техники. Объёмы и контуры были ретушированы с помощью специального лака, придавшего картине столь удивительную утонченную изысканность. Поскольку лаковое покрытие плотно смешалось с пигментами, снятие слоя лака стало необходимым условием для воссоздания облика картины. С помощью мультиспектральной фотокамеры и тщательного компьютерного анализа нам удалось воспроизвести оригинальный вид шедевра и отследить изменения, произошедшие с картиной за все время её существования. Теперь мы можем насладиться картиной во всей её первозданной красоте.


Пигменты и связующее вещество
На сегодняшний день нам известны все пигменты, которые использовал Леонардо. Некоторые были описаны им как комментарии к картинам. И хотя «рецепт» у разных художников и в разных странах варьировался, основа пигмента, то есть элементы, входящие в его состав, почти всегда оставались неизменными. Все пигменты, перед тем, как попасть на кисть художника, имели вид порошка, а потом смешивались с жидким связующим веществом.
До 15 века для изготовления связующего вещества использовались яйца. Эта техника получила название «темпера». Однако для «Моны Лизы» Леонардо использовал другую технику, пришедшую из Голландии и основанную на применении масла. Эта техника произвела переворот в живописи и сегодня известна как техника масляной живописи. С большой вероятностью Леонардо использовал ореховое масло.

Лазурит – ляпис-лазурь - дороже золота
С древнейших времен растертый лазурит использовался в качестве пигмента ультрамарина. Эта краска была настолько дорогой, что обычно художники выставляли за неё дополнительную плату, либо просили заказчика картины снабдить их ценным минералом. Только состоятельные люди могли позволить себе такую привилегию, а художники использовали краску для написания наиболее важных персонажей своих картин. Оказывается, Леонардо имел в своем распоряжении лазурит, так как небо в его картине выполнено в голубом тоне.
На сегодняшний день существует только одна компания, выпускающая точно такую же краску, которой пользовался в свое время Леонардо да Винчи. Цена за неё безумно высока и составляет примерно 20000 долларов за килограмм.

Виртуальное снятие лакового слоя
После тщательного анализа и подсчетов цифровым путем с портрета был полностью  снят слой лака с целью идентификации оригинальных пигментов и «виртуального» восстановления облика картины. Конечный результат просто поразителен и представлен на выставке.

Секреты «Моны Лизы».
Паскаль Котте, французский инженер и изобретатель мультиспектральной фотокамеры, был удостоен чести сделать серию снимков картины в Лувре. Портрет без рамы был сфотографирован в высочайшем разрешении 240 мегапикселей. В результате проведенного научного исследования был получен увеличенный в несколько раз инфракрасный снимок, который сам по себе является шедевром.
Инфракрасный луч обладает свойствами проникать через верхний слой картины и показывать, что находится под ним. В результате анализа полученных данных можно увидеть на изображении следу ретуширования, реставрации, предварительных набросков, оригинальных пигментов и т.д.
На выставке представлены 25 секретов «Моны Лизы».
1. Мона Лиза была написана на доске из тополя. Можно увидеть границы картины и подготовительную стадию работы – подмалевку. То доказывает, что доска не была обрезана.
2. Реставрация коснулась верхней части неба. Помимо этого был выполнен ряд других мелких исправлений.
3. Трещина размером 11 см на доске была реставрирована дважды.
4. Вуаль, написанную в несколько слоев, по ошибке принимали за чепчик.
5. Пятна в уголке глаза и на подбородке являются результатом повреждения лакового покрытия. Это опровергает первоначальную гипотезу о том, что да Винчи изобразил симптом болезни натурщицы, которая страдала от повышенного содержания холестерина в крови.
6. Первоначально взгляд Моны Лизы был несколько другим.
7. Уменьшение трещинок в области губ и глаз свидетельствует о возможных реставрациях или осветлении лака.
8. У Моны Лизы было более широкое лицо, нежели сейчас.
9. Улыбка была более выразительной и четкой.
10. До сих пор изображение вуали нельзя было видеть отчетливо. По всей видимости, Леонардо стремился к четкой прорисовке контуров вуали.
11. Можно увидеть, что вуаль была написана поверх пейзажа. Благодаря этой информации можно сделать вывод о технике художника, а также воспроизвести очередность, в которой Леонардо писал тот или иной элемент картины.
12. Колонна со временем стала прозрачной. При взаимодействии с некоторыми пигментами масло имеет свойство с годами становиться более прозрачным.
13. С платья Моны Лизы исчезли кружева.
14. Можно увидеть подготовительный набросок кружев.
15. Становятся заметны ранее невидимые линии, свидетельствующие о том, что вуаль была написана художником позже.
16. Можно увидеть предварительный набросок колонны в левой части картины.
17. Перила выполнены из дерева.
18. Под правым локтем стал виден накрытый вуалью подлокотник кресла.
19. В области локтя натурщицы стали заметны следы реставрации, проведенной после того, как в 1956 году один из посетителей повредил картину, бросив в неё камень.
20. Пальцы рук не прорисованы до конца.
21. Леонардо решил изменить первоначальное положение указательного и среднего пальцев левой руки.
22. Покрывало, лежащее на коленях Моны Лизы, переброшено через её запястье (запястье слегка согнуто). Это во многом объясняет положение руки Моны Лизы, поддерживающей покрывало на животе.
23. Мона Лизы держит или придерживает покрывало на коленях пальцами левой руки.
24. На изображении отчетливо видны декоративные элементы в форме маленьких колонн на подлокотнике кресла.
25. Было сделано удивительное открытие (смотрите снимки глаз Моны Лизы).
  

Загадка ресниц и бровей.
У Моны Лизы полностью отсутствуют ресницы и брови.
Принимая во внимание стремление Леонардо да Винчи достичь максимальной точности изображения, достаточно сложно представить, что от его внимания мог ускользнуть столь важный элемент.
Отсутствие бровей могло объясняться тем, что женщины того времени полностью сбривали брови со своего лица, но как объяснить тот факт, что у натурщицы отсутствовали нижние и верхние ресницы? Это довольно странно.
В современных книгах и публикациях авторы либо избегают обсуждения этой темы, либо по меньшей мере пытаются привести обоснования, противоречащие главному принципу Леонардо: точному воспроизведению природы.
В октябре 2004 года Паскаль Котте создал серию снимков Моны Лизы в Лувре, используя изобретенную им мультиспектральную фотокамеру. Применение 240-мегапиксельной фотокамеры позволило ему достичь невероятно высокого разрешения фотографии. В результате стали заметны многие детали картины.
В сентябре 2007 года Паскаль снова удостоился подобной чести, делая снимки картины «Дама с горностаем» в Кракове. Тщательный сравнительный анализ позволил ученому прийти к неопровержимому доказательству того, что у Моны Лизы были брови.
Сегодня можно увидеть увеличенные в 25 раз глаза и лицо Моны Лизы. Эти изображения являются доказательствами точки зрения Котте.
Так что же случилось с бровями и ресницами Моны Лизы?
Согласно Паскалю, существует 3 гипотезы.
1. Возможно, краски, состоящие из пигмента  земляного порошка и масла, с помощью которых Леонардо рисовал ресницы, смешались с грунтовкой холста и растворились.
2. С течением времени масло наряду с пигментом выцвело. Эта гипотеза является самой распространенной. Если посмотреть на правую колонну – она тоже начинает исчезать.
3. Возможно, ресницы исчезли с картины вследствие неправильной чистки картины и повреждения лакового покрытия. Множество образовавшихся трещинок возле глаз и рта подтверждают данную гипотезу.

Залы узки и витиеваты, разумеется, делать полноценные снимки было сложно, да еще в поисках наименьшего отсвечивания и бликования. Но информация интересна сама по себе!!!
А сейчас - кадры с дополнительной интереснейшей информацией, сделанные с экрана: на выставке транслировалось много фильмов, посвященных картинам, их созданию и реставрации.























И несколько интересных фактов.
Знаете ли вы, что:
MONA - написание, принятое в англоязычных странах.
MONNA – написание, принятое в Италии и рекомендуемое Лувром во Франции.
Оригинальный размер картины 77х53 см.
Во Франции Мону Лизу называют «La Jokonde», в Италии «La Giokonda».
Шедевр выставлен в Лувре и сопровождается надписью «Портрет Лизы Герардини, супруги Франческо дель Джокондо.
В глазах Леонардо Мона Лиза осталась незаконченной работой. Он начал писать картину в 1503 году и не прекращал работу над ней до самой смерти.
В 1513 году по приглашению короля Франциска 1 Леонардо переехал из Италии во Францию и работал в замке Кло-Люсе по соседству с королевским замком Амбуаз. Картину он взял с собой. Впоследствии кроль приобрел её за 4000 экю. Это объясняет то, как полотно оказалось во Франции, а не в Италии.
Наполеон повесил портрет в своей спальне, а затем в ванной комнате, что привело к появлению повреждений в лаковом покрытии картины в области глаза и подбородка Джоконды.
В 1911 году работник Лувра итальянского происхождения похитил шедевр и прятал его в Италии на протяжении двух лет. В то время никто не догадывался, кто мог совершить подобное преступление, подозрение падало  даже на Пабло Пикассо, который был опрошен полицией. Вора поймали при попытке продать картину галерее Уффици во Флоренции. Им руководило стремление вернуть картину на историческую родину во Флоренцию. В Италии не могли остаться равнодушными к столь яростному патриотизму, в результате чего за свое преступление он получил всего несколько месяцев тюремного заключения. лишь недавно было установлено, что вор, работавший также маляром, нечаянно оставил на полотне крошечное пятнышко оранжевого цвета!
О картине не вспоминали вплоть до середины 19 века, когда художники, близкие к символическому движению, начали восхвалять её, ассоциируя со своими идеями женской загадочности.
В 1956 году нижняя часть картины была серьезно повреждена, когда один из посетителей музея облил её кислотой.
30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вилльегаз повредил картину, бросив в не камень.
С 14 декабря 1962 года по март 1963 картина выставлялась в Национальной Галерее Искусства в округе Колумбия, штат Вашингтон, и в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, США.
На сегодняшний день картина признана бесценной, защищена пуленепробиваемым стеклом и не покидает стен Лувра.

Думаю, что Любознайка сможет добавить еще многое и даже показать качественную репродукцию.
Комментарии (4)
Рось #
5 апреля 2012 в 16:40 Рейтинг: 0
Ну, ДраКоша, ты даёшь! Впечатляют масштабы проделанной работы! Молодца!
Хм,  а я в детстве терпеть не могла эту Монну Лизу и именно за то, что она,  на мой взгляд, жутко некрасивая: без бровей и ресниц! Сестра старшая на меня ругалась - Шедевр! А я всё равно упрямилась: "Не-кра-си-вая! и всё тут!"
Администратор #
5 апреля 2012 в 17:32 Рейтинг: 0
На диссертацию точно тянет! А я даже не знаю, нравится она мне или нет... Честно, особых отличий не вижу. Но для ученых и искусствоведов, конечно же, это имеет огромное значение.
Но вот когда была как-то в гостях у родственников, чем-то мне показалась похожим моя маленькая племяшка на эту картину, так что не удержалась и сделала снимок.
ДраКошка #
5 апреля 2012 в 21:48 Рейтинг: 0
smile
Чем же она похожа...  unsure Ракурсом и взглядом интровертным... А так... Носик не такой, более курносый, глазные впадины тоже - бровки кажутся выше, форма губ ну совершенно иная, более округлая, расстояние между верхней губкой и кончиком носа шире. Овал лица вот тоже немного похож.
Ксюше она тоже не нравится. Думаю, дело не в самой "дэвушке", а в качестве работы и в личности самого Леонардо. У меня еще есть о выставке материал. Да Винчи сам по себе уникум.
И потом, мы все это время, по сути, лицезрели шибко искаженную картину - после всех её повреждений и прочего. Так что - кто знает, как бы мы реагировали на оригинал.
А в технологии Котте меня поразило то, что каждый пиксель из миллионов обрабатывался отдельно - это колоссальная работа, которая без цифровых технологий и компьютера была бы невозможна! Прогресс, однако!
0 #
6 апреля 2012 в 00:16 Рейтинг: 0
Это же надо, сколько интересного ты узнала и для нас "показала". Спасибо. Мне всегда была интересно эта картина, хотя в искусстве я совсем плохо разбираюсь.

Сегодня ДР

Сколько нас?
  • 5062 пользователя
Кто онлайн?
Кто мы?
Сегодня день рождения: