Любимая моя (мемуары)

Анна Сальникова Проза 5 ноября 2013 Рейтинг: 0 Голосов: 0 1411 просмотров

Чтобы вы, уважаемые друзья пенсионеры, ещё полнее узнали о моих корнях, сейчас хочу познакомить вас с мамой, т.к. с папой вы уже познакомились. И лишь потом планирую знакомить вас с другими мемуарами или рассказами, взятыми из моей жизни.

С благодарностью Анна Михайловна.

     На днях в интернете прослушала песню на английском языке. Меня заинтересовал текст песни. Затем стала читать комментарии к этой песне. Они были различные.  Прежде чем перейти к изложению своего рассказа, всё-таки напишу текст той самой песни, по поводу которой разгорелась горячая дискуссия. Итак, песня называется " МАМА ".
      Мама как прекрасно звучит это волшебное слово.
  Когда тебе было полгода, она кормила тебя и убирала за тобой.
  В благодарность ты плакал всю ночь
  Когда тебе был один год, она учила тебя ходить.
  В благодарность ты убегал, когда она звала тебя.
  Когда тебе было три года, она готовила для тебя вкусную еду.
  В благодарность ты бросал тарелку на пол.
  Когда тебе было четыре года, она учила тебя рисовать.
  В благодарность ты рисовал на стенах.
  Когда тебе было пять лет, она одевала тебя в красивую одежду.
  В благодарность- ты приходил измазанный в грязи.
  Когда тебе было семь лет, она отводила тебя в школу.
  В благодарность ты кричал, что не хочешь идти на занятия.
  Когда тебе было десять лет., она ждала, когда ты придешь из школы, чтобы обнять тебя.
  В благодарность ты убегал в свою комнату.
  Когда тебе было восемнадцать лет, она плакала на твоём выпускном вечере.
  В благодарность ты попросил купить тебе машину.
  Когда тебе было двадцать лет, она просила тебя побыть вместе с семьёй.
  В благодарность ты проводил всё своё время с друзьями.
  Когда тебе было двадцать пять лет, она сама шила костюмы для свадьбы.
  В благодарность ты жил со своей женой, как можно подальше от неё.
  Когда тебе было тридцать лет, она давала советы по поводу твоих детей.
  В благодарность ты просил не вмешиваться в твою личную жизнь.
  Когда тебе было тридцать пять лет, она звонила и приглашала на обед.
  В благодарность ты отвечал, что тебе некогда и ты не сможешь.
  Когда тебе было сорок лет, она звонила и говорила, что больна и нуждается в твоей поддержке.
  В благодарность ты говорил: проблемы родителей всегда переходят детям.
  Однажды твоя мама покинет этот мир,
  В то время, как её любовь к тебе. не покинет её сердца.
  Она уйдёт. И одна из ворот рая закроется перед тобой.
  Если твоя мама ещё жива… Не оставляй её.
  Сделай всё, чтобы она была счастлива!!!
.
      Всю жизнь я знала маму, ходящей только в ортопедической обуви. Она была крупной женщиной, но от того, что она ходила на пальчиках ног, как балерина в пуантах, то казалась ещё выше и крупнее. Да! Да! Всю жизнь и только на пальчиках! Чем взрослее я становилась, тем больший интерес пробуждался во мне. Сначала это я воспринимала. как норму, Но годы шли и я стала осмысливать — все люди ходят на полной стопе, а моя мама почему-то ходит на пальчиках. Став ещё чуть-чуть постарше, я поняла, что наша мама ходит на пальчиках потому, что у неё не было пяток на обеих ногах. Частенько я заглядывала в её ботинки -нет ничего. Но в этих ботинках ходила она с весны до холодов. Ходила и дождь, и в слякоть, и в страшную жару. Другую обувь она просто не могла носить. Это же была ортопедическая обувь! Шили её в ортопедической мастерской. Слава Богу, что такая мастерская была в нашем городе! А другие приезжали издалека, со всех районов области. Шилась обувь на определённый срок -вот и смотри, чтобы она не порвалась. А бывали случаи, когда мама переживала, что изнашивается, а до следующего права на заказ надо ещё ждать. Будучи уже взрослой я подсказала маме, что можно ведь эту обувь усовершенствовать. Вместо ботинок заказывать что-то близкое к туфлям. Это было и эстетичнее, и менее жарко в летний период.       Затем она так и делала: была обувь и на межсезонье, и на лето подобие туфель.
      Становясь всё старше, я всё больше интересовалась: по какой причине мама стала без пяток. Теперь уже не помню от кого, толи от сестёр, толи от самой мамы, я слышала рассказ. Мама была ещё девочкой. Однажды весной детишки пошли за подснежниками. Было много талой ледяной воды на дорогах А какая там обувь?! Может быть, даже и прохудившаяся. Простудила девочка ножки. Видно длинная и мучительная последовала болезнь. Мама рассказывала, что врачи хотели ампутировать обе ноги, но бабушка (её мама) не дала согласия. Будучи уже медиком, однажды я работала в хирургическом отделении, мне на глаза попалась история болезни мамы, значит незадолго до этого она в очередной раз лежала в стационаре. Я заинтересовалась, прочитала врачебные записи. И меня ошеломил диагноз — ОСТЕОМИЕЛИТ. Сразу я вспомнила, как однажды я перебирала от нечего делать металлическую коробку, где хранились всякие документы и облигации. И вдруг меня заинтересовала одна бумаженция. Может быть просто цвет её привлёк моё внимание-это была бумажка розового  цвета. Бумага была обветшалая от времени, да и цвет её от времени уже поблек. Я поняла, что это непростая бумага. Я стала очень внимательно изучать её. И увидела шрифт с буквой "ять" и "фитой".Поняла, что этому документу много лет. Я стала вчитываться. И прочитала, что мама ещё ребёнком. лежала в губернской больнице. И там стоял диагноз — остеомиелит. Но в тот период я понятия не имела. что это за ДРАКОН такой.
      В семье об этом не принято было говорить. Но я видела, что время от времени мама лежит в больнице. Я видела, как она подолгу делает перевязки с фурацилином. Потом опять вроде бы ничего -                                                     до следующего обострения.
      Так чем питается этот Дракон?  Не стану загружать читателя медицинской терминологией. Постараюсь объяснить доступным путём.
      Остеомиелит (от греческих слов: osteo-от osteon, что означает << кость>>, myelo- что означает <<мозг>> и itis, что означает <<воспаление>> — гнойно-некротический процесс, развивающийся в кости и костном мозге, а также в окружающих их мягких тканях, вызываемый, производящими гной, бактериями. Это в свою очередь приводит к остеонекрозу и образованию секвестральных полостей. Секвестр- это омертвевший кусок кости при гнойном воспалении костного мозга, который рано или поздно удаляется через возникающие в таких случаях свищи. Хроническая форма остеомиелита имеет фазы ремиссии или обострения. Ремиссия может продолжаться от нескольких недель до многих лет. Рецидиву заболевания способствует закрытие гнойного свища, что приводит к накоплению гноя в остеомиелитической полости и повышению внутрикостного давления. В период обострения появляется температура, отёк тканей, гиперемия кожи, нарушение функции конечности, что сопровождается болями. Местно появляется абсцесс, после вскрытия которого появляется свищ. После вскрытия гнойника или открытия свища состояние больного вновь улучшается. Во время рецидива -обязательная госпитализация больного. В стационаре производят трепанацию кости (образование отверстий в кости, через который проводят дренаж и удаление очага (секвестра) и свищей. И так до следующего периода обострения. У мамы эти периоды были обычно в весенне-осенний период. Видимо, в первые годы болезни рецидивы были частым явлением. Для ускорения выхода секвестра (отгнившего кусочка кости) постоянно делалась трепанация кости с последующей её чисткой. Так она постепенно теряла пяточную кость. И в течение всей своей жизни она так мучилась, но без жалоб переносила эти муки.
      Папа с мамой работали на одном производстве — в обществе слепых. От дома до работы было очень приличное расстояние. Это от бани на ул. Комсомольской и до театра музыкальной комедии на ул. Постникова. Их маршрут был всегда один — ходили по Комсомольской улице. До 50-х годов эта улица не была ещё асфальтированная, она была мощёная камнем. Да и вместо автобусов в военные и первые послевоенные годы ходили грузовые бортовые машины. В кузове машины стояли скамейки, а к задней стенке кузова крепилась металлическая отвесная лесенка, до которой с земли надо было ещё подтянуться с усилием, ну а потом карабкаешься вверх и затем счастливый, будто ты преодолел горную вершину, усаживался поплотнее друг к другу, чтобы больше уместилось пассажиров, на скамейку. Меня. ребёнка дружно подсаживали, а из кузова кто-то подавал мне руки. Нет, в общем-то не было давки во время посадки. Никто не старался пролезть без очереди. Всё было мирно и дружно. Вы, читатель, уже поняли сложности таких импровизированных "автобусов". Поэтому мои родители добирались до работы "на 11 номере". Правильно — пешком! И так каждое утро и каждый вечер, зимой и летом, весной и осенью, в жару и стужу, в ливень и в песчаную бурю. Шли-брели два человека. Один слепой, другой в своих ортопедических "пуантах". Один был глазами другого, второй был опорой первому. А булыжник на дороге неровный и за столетия отшлифованный, чуть ли не до блеска. В те годы за мало-мальским начальством приезжали домой двуколки с лошадьми. Это, как теперь личные водители на иномарках. Слуги народа с шиком, хоть и на лошадях,  мимо хозяев страны, т.е. простого народа. Мама иногда сетовала, вот-де директор их производства проехал мимо и не предложил даже подвезти инвалидов до места работы. И в те, теперь уже давние, времена было неравенство в обществе.
       В семье нашей было четверо детей. Материально жилось очень тяжело, но в то же время я не помню, чтобы в доме не было хлеба. Нет, голода я не испытала. Теперь я понимаю, что всё это благодаря стараниям родителей. Помимо своей основной работы, вне рабочее время они искали всевозможные пути для дополнительного заработка. Перечислю те виды их деятельности, свидетелем которых я была. Современным языком выражаясь — это был коммерческий вид деятельности. В военные годы они имели патент от финотдела на частный вид деятельности — торговали мороженым, которое сами и варили. Мама варила, морозила, а сёстры торговали. Мама не могла торговать, т.к. ей трудно было стоять. Был период. когда папа торговал конфетами. Наши соседи варили разного сорта конфеты, а папа по вечерам их реализовывал в парке культуры и отдыха — парке железнодорожников. По вечерам прогуливающегося народа было много, и конфеты пользовались спросом. Был период, когда торговали пряниками, приготовленными на патоке и глазированные вареным сахаром. Частенько я ходила в какой-то частный дом за этой самой патокой с бидончиком. Помню, ходила я и за вафлями для мороженого. Нести надо было осторожно, чтобы ни одна вафелька не сломалась. Ну а если и случалась такая оказия, то была лафа — мама разрешала её съесть. Или ещё.  Мама пекла огромные пряники в виде гитары, домика, зайчика и прочих форм, потом их раскрашивали пищевыми красками — получалось и красиво, и аппетитно. Варила мама петушков на палочках — эти сладости часто показывают в кинофильмах о тех временах. Торговали и пирожками, и курниками, которые реализовывала средняя сестра. Торговали и жареными семечками. Помню, однажды мама послала меня торговать этими семечками. Насыпала в сумку определённое количество стаканов. Хотя я была и маленькая, но сообразила, что если я стану их продавать дешевле, чем рядом стоящие "товарки", то очень быстро распродам. Так оно и вышло. За полчаса семечек уже не было и я счастливая, ожидая похвалу матери, побежала домой. Мама удивилась, что так быстро я распродала семечки, сначала похвалила. а посчитав "выручку", немного побранила, что послужило первым и последним уроком в системе моей торговли.  А вот средней сестре эти уроки пригодились. Поскольку по жизни она стала портнихой, то умела из ничего что-то шить, перешивать и продавать. Не было случая, чтобы она приходила домой с непроданной вещью.  Чтобы ещё материально помогать семье, папа с мамой были постоянными донорами крови. Об этом мама мне рассказывала, когда я была уже взрослая. Теперь бы они были бы "Почётными донорами России". Сколько жизней спасла их кровь!?
      Мы, дети, не были обделены родительской любовью. Но и сюсюканий и подкупающих подарков нам не делалось.  В силу своих материальных и физических возможностей они старались дать нам всё.  А у нас, по-моему, даже и мыслей не было, чтобы попросить что-то заветное. Я вот, например, замуж вышла, а гардероб мой состоял из штапельных платьев. Нет, было одно платье из крепдешина, это со времён выпускного бала в школе. Я его берегла, как зеницу ока. А если случалось, что вдруг заболеешь, то мама тут же организовывала свой физкабинет: варила чугунок картошки, сажала над ним, накрывала одеялом и ты дышал. Затем хорошо укутывала, поила чаем и лежишь и блаженствуешь от ощущения высшей материнской ласки. А какая она выдумщица была на приготовление пищи! Из остатков каши делала оладышки, часто пекла блины из дрожжевого теста. На праздники пеклись пироги, плюшки, ватрушки. Тесто любит, чтобы его долго и хорошо "нянчили". И главной "нянькой" был папа. Он как-то скалкой вымешивал тесто?!  И оно всегда было такое пышное! Аромат стоял на версту!
       А потом мы выросли и разлетелись, благо жили в том же городе-Оренбурге. И мама по очереди навещала то одну, то другую дочь или сына. Теперь, когда у самой стали серьёзные проблемы с ногами. повторяю вновь и вновь, это сколько же любви было у матери к детям, что всю свою жизнь, преодолевая жуткие боли и неудобства при ходьбе, она посвятила себя нам, своим детям!!!
      Нет, мы тоже очень любили своих родителей. Но, лично у меня всё не хватало времени почаще навещать её, когда она жила уже одна. Оправдывала себя тем, что всю жизнь я работала  на 1,5 ставки, а вне рабочее время посвящала своей семье. Нет, конечно, я её навещала и тогда она слегка журила меня: "Вот только хотела подать на тебя..., а ты почувствовала и сама пришла". Обнимает меня и целует в головку: "Ты для меня в любом возрасте остаёшься ребёнком".  "Мама, какой же я ребёнок?! У меня свои уже взрослые дети".  "Нет, нет, доченька, ты для меня всегда маленькая". И мы, растрогавшись, обнимаем друг друга. Всегда у неё были пироги, плюшки, часто делала она изумительный холодец. Никогда и нигде я не кушала вкуснее! Значит, она постоянно ждала кого-то из нас.
      Характер у неё был лёгкий. У родителей было много друзей и знакомых. Очень часто собирались у нас компании. Нам, детям, не разрешалось быть среди взрослых. Я любила наблюдать за застольем со стороны, сидя на печке и подглядывая из-за занавески. Мне по сей день вспоминается благородство таких компаний. Кушали неторопясь, выпивали по рюмочке водки и затем пели: кто-то исполнял романс, кто-то арию из оперы. Все остальные со вниманием слушали исполнителя. Затем опять пригубляли для аппетита, опять неторопливый приём пищи и опять пение: на этот раз уже русских народных песен.  Любимейшей песней моей мамы была песня "Пряха". В память о ней в конце своего повествования я напишу текст этой песни, т.к. ни в одном источнике я не видела именно такого варианта.
      Надо отдать должное средней  сестре-Рае. Она очень и очень часто навещала мать, когда появилась возможность, то сделала так, чтобы и жить рядом. Мама долго жила одна, не желая обременять кого-то из детей.  Но когда ей стало трудно ухаживать за собой и за квартирой, она стала жить с средней сестрой.  Уход был прекрасный.  На 80-ом году она стала всё сильнее и сильнее прибаливать.  Запомнилось, как однажды сидели гости у сестры за праздничным столом, то был день рождения сестры в конце Марта месяца. Мама, конечно. тоже была за столом и пела своим уже ослабшим от болезни голосом свою любимую "Пряху". Я с ужасом наблюдала за этой сценой. Глаза уже не имели здорового блеска. Цвет кожи был серый.  Явно видна была печать..., но жажда жизни вырывалась наружу. Лично я слушала и понимала, что слышу её пение в последний раз.
       Тяжёлым грузом лежит в моей душе один случай. Однажды я пришла к сестре навестить и маму, и сестру. Мама попросила меня помыть её. Она уже не ходила, а сидела на диване. Ноги её были настолько отёчны, что лимфатическая жидкость выделялась через кожу в таком количестве, что приходилось подстилать простыни под ноги. Я охотно,  осторожно стала её купать, обтирать, но в организме уже были настолько глубокие изменения, что при малейшем нажатии — на теле появлялись синяки. Такое же я наблюдала и у свекрови незадолго до смерти. Так вот, купаю я маму, а она мне тихонько говорит: "Доченька, возьми меня к себе хотя бы на недельку". На что я ответила, что не могу, т.к. много работаю, да и живу я не одна, а со свёкром, даст ли он согласие. На что она, поджав губы, только и сказала: "Даааа..." Эта мимика и да...  давят на меня, как надгробный камень. Прости, родная, ради Бога. Не хотела я тебя обидеть. ЕЩЁ РАЗ ПРОСТИ.
       В честь памяти о ней, о её любви, через физические её страдания, пою её любимую песню "Пряха".

                 В низенькой светёлке огонёк горит.
                 Молодая пряха у окна сидит.
                    Молода. красива. Карие глаза
                    По плечам развита русая коса.
                Русая головка, думы без конца.
                Вот она ласкает старого вдовца.
                    Стар, ну что ж такого. пусть осудит мир.
                    Он гусар, при том же ротный командир.
                Он красотку пряху в Питер отвезёт.
                Для красотки пряхи экипаж наймёт.
                    Снимет ей карету и прислуг наймёт.
                Пряха моя. пряха. Пряха ты пряди.
                На мужчин лукавых зорко не гляди.
                    Все они лукавы, все до время льстят,
                    А потом злодеи знать нас не хотят.
                            
    СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ОЛЬГЕ ВЛАДИМИРОВНЕ РОМАНОВСКОЙ.  ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ.
            
             
          
     P.S.   Не буду перепечатывать комментарии на английскую песню "МАМА".
            Были и очень душевные, были в виде смайликов, были отрицательные.
            Мой комментарий был, что когда вы, пользователи интернета,
            достигнете возраста  70+ или 80+ измените свой взгляд.
           
    Святость отношения к МАМЕ должна присутствовать и оставаться до конца твоих дней.   

 

 

Added By Plugin From Parameter - 268192

Комментарии (1)
Зоя Антипина(Корягина) #
9 июня 2015 в 02:13 Рейтинг: 0
Как душевно и тепло..Вспомнила свою маму..И тоже из остатков еды она всегда могла приготовить что-то вкусное.Никогда и ничего не выбрасывалось-грех!Спасибо за рассказ!!

Сегодня ДР

Сколько нас?
  • 5062 пользователя
Кто онлайн?
Кто мы?